Tenet Banner System

Декларация о сущности Эсперантизма.

(принята на последнем рабочем заседании Эсперанто-конгресса 9 августа 1905 г.)

Поскольку о сущности Эсперантизма многие имеют ложное представление, мы, нижеподписавшиеся, представители Эсперантизма в разных странах мира, собравшиеся на международный Эсперантистский конгресс в Булонь-сюр-Мер, по предложению автора языка Эсперанто, нашли необходимым дать следующее разъяснение:

1. Эсперантизм - это стремление распространить во всëм мире использование языка нейтрального, который, "не навязываясь во внутреннюю жизнь народов и нисколько не стремясь вытеснить существующие национальные языки", дал бы людям различных наций возможность сообщаться между собой, который мог бы служить миротворческим языком общественных институтов тех стран, где различные нации враждуют между собой из-за языка, и на котором могли бы быть опубликованы те произведения, которые имеют равный интерес для всех народов. Любая другая идея или надежда, которую тот или иной эсперантист связывает с Эсперантизмом, есть дело чисто личное, за которое Эсперантизм не отвечает.

2. Поскольку в настоящее время ни один исследователь в мире уже не сомневается в том, что международным языком может быть только язык искусственный, и так как практически все из великого множества попыток, предпринятых на протяжении последних двух веков, представляют собой лишь теоретические проекты, а языком действительно законченным, всесторонне испытанным, совершенно жизнеспособным и во всех отношениях наиболее пригодным является лишь один язык, Эсперанто, сторонники идеи международного языка, сознавая, что теоретический диспут ни к чему не приведëт и цели можно достичь только практической работой, уже давно объединились вокруг одного языка - Эсперанто - и работают над его распространением и обогащением его литературы.

3. Поскольку автор языка Эсперанто в самом начале раз и навсегда отказался от всех персональных прав и привилегий по отношению к этому языку, Эсперанто не является ничьей собственностью ни в материальном, ни в моральном отношениях.

Материальным владельцем языка является весь мир и каждый желающий может издавать на или об этом языке всевозможные произведения, какие он желает, и использовать язык во всех возможных целях; в качестве духовных же владельцев всегда будут рассматриваться те лица, которые будут признаны в эсперантистском мире как лучшие и наиболее талантливые писатели, пишущие на этом языке.

4. Эсперанто не имеет персонального законодателя и ни от кого не зависит. Взгляды и сочинения создателя Эсперанто, подобно взглядам и сочинениям любого другого эсперантиста, имеют характер абсолютно личный и ни для кого не обязательный. Единственными обязательными раз и навсегда для всех эсперантистов основами языка Эсперанто является книга "Fundamento de Esperanto" (Основы Эсперанто), в которую никто не имеет права вносить изменения. Если кто-либо отклонится от правил и образцов, данных в этой книге, он никогда не сможет оправдаться словами: "так желает или советует автор Эсперанто". Любую мысль, которая не может быть выражена тем материалом, который находится в "Основах Эсперанто", каждый эсперантист имеет право выразить в той манере, которую он сочтёт наиболее точной, так же, как это делается в любом другом языке. Но ради полного единства языка эсперантистам рекомендовано как можно больше подражать тому стилю, что выработан в сочинениях создателя Эсперанто, который больше всех работал над и на Эсперанто и лучше сознаëт его дух.

5. Эсперантистом называется любой человек, который знает язык Эсперанто и пользуется им, все равно для каких целей он его использует. Принадлежность к какому-либо эсперантистскому обществу рекомендована каждому эсперантисту, но не обязательна.


На основную страницу